Алмазодобывающий комплекс России: современное состояние, проблемы и перспективы развития

3. законодательное закрепление и стимулирование

активного вложениягорнодобывающими структурами средств в проведение геологоразведочных работ;

4. при расчете налога на прибыль увеличивать налогооблагаемую базу на величину инвестиций, направляемых предприятием из собственных средств на развитие;

5. существенное снижение общего объема налогов

и платежей в алмазодобывающий комплекс, обеспечивающее возможность вовлечения в эксплуатацию более бедных, но эффективных запасов и месторождений с гарантированным возвратом заемных средств на их освоение.

Заключение

В последнее время Правительство всерьез занялось реформой алмазно-бриллиантового комплекса. Суть ее проста: сделать алмазы обычным рыночным товаром, продающимся как любой другой товар, убрать «налет» таинственности, упорно сопровождающий все сделки с алмазами в России, и помочь подняться российской алмазообрабатывающей промышленности. Концепция развития алмазно-бриллинтового комплекса, подготовленная Правительством, рассчитана на период до 2005 г. В ходе реформы благодаря тому, что все игроки рынка будут иметь равные права на покупку алмазов, сам рынок алмазов станет открытым, конкурентным. Число покупателей на нем прибавится, в том числе и за счет выхода на рынок российских огранщиков, которые ранее такой возможности не имели. Параллельно с изменениями в российском алмазно-бриллиантовом комплексе будет меняться и политика Гохрана. Государство намерено постепенно отойти от участия в процессе купли-продажи алмазов, заменяя алмазы в Госфонде на более ликвидный товар, ежедневно котирующийся на рынке, т. е. на драгметаллы.

Сегодня главный российский игрок на рынке алмазов — компания «АЛРОСА». На ее долю приходится около 20% добычи мировых алмазов и 98% российского алмазного рынка. В 2000 г. «АЛРОСА» добыла алмазов на сумму 1623,1 млн. долл., а чистая прибыль компании составила 10 млрд. руб. Как отмечает вице-премьер Алексей Кудрин, возглавляющий правительственную комиссию по вопросам алмазно-бриллиантового комплекса (АБК), предварительные результаты «АЛРОСА» за 2001 г. также вполне удовлетворительные. Так, продажа необработанных алмазов в первом полугодии 2001 г. составила 909,32 млн. долл., что на 22,3% выше показателя за аналогичный период 2000 г.

Эксклюзивным покупателем всех российских алмазов, поставляемых «АЛРОСА» на внешний рынок, является транснациональная корпорация De Beers — монополист на мировом алмазном рынке. Через нее идут продажи 75% мировых камней. De Beers, по сути дела, всегда занималась регулированием алмазного рынка, поддерживая на нем необходимое соотношение спроса и предложения, а также цены. Закупая сырые алмазы у добывающих стран, продавая их крупным производителям бриллиантов, придерживая запасы во время падения спроса и продавая их в периоды роста потребительского спроса, De Beers обеспечивала стабильность продаж и тем самым выступала основным регулятором рынка. Кроме того, само имя De Beers уже давало серьезную гарантию стабильности как продавцам и покупателям, так и рынку в целом.

Россия работала с De Beers, продавая алмазы через ее сбытовую сеть, начиная с 1959 г., когда был заключен первый контракт между Центральной сбытовой компанией и объединением «Союзпромэкспорт». Потом эту традицию продолжила «АЛРОСА». До недавнего времени столь плотные взаимоотношения с De Beers несколько тяготили российскую компанию, поскольку мировой рынок алмазов был достаточно стабилен, и прейскуранты, по которым De Beers покупала наши алмазы, были не в пользу России. Однако в последнее время ситуация на мировом алмазном рынке существенно изменилась.

Прошедший год стал не самым лучшим периодом — ликвидность товара снизилась и прибыль сократилась. В связи с общим спадом мировой экономики и, в частности, с замедлением темпов экономического роста США как мирового лидера в потреблении ювелирных изделий с бриллиантами. Снизились объемы продаж ювелирных изделий на мировом бриллиантовом рынке, а в розничной торговой сети образовались их большие запасы, вследствие чего сократились заказы на бриллианты со стороны представителей розничной торговли. Кроме того, не оправдались надежды ювелиров на Миллениум — покупательский спрос был значительно ниже, чем ожидалось, а других серьезных поводов массово делать столь дорогостоящие покупки за последний год у населения планеты не было.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

Заметки по экономике

Регулирование заработной платы и политика доходов
Вопрос о том, как надо распределять доход, имеет длинную и противоречивую историю, как в экономической науке, так и в философии. Следует ли распределять наш национальный доход и материальные блага в большем, и ...

Совершенствование оплаты труда на примере промышленного предприятия
Проблема оплаты труда - одна из ключевых в российской экономике. От ее успешного решения во многом зависят как повышение эффективности производства, так и рост благосостояния людей, благоприятный социал ...