Государственное регулирование экспорта нефти и газа

Таблица 1.7. Зависимость ставок экспортной пошлины от цены нефти на мировых рынках[15]

Цена нефти Urals, долл./барр.

0-12.5

12.5-15

15-17.5

17.5-20

20-22.5

22.5-25

25-27.5

27.5-30

30-32.5

>32.5

Ставка экспортной пошлины, евро/т

0

2

5

9

14

20

27

34

41

48

Доля пошлины в средней цене, %

0.0

1.8

3.9

6.0

8.3

10.7

13.1

15.0

16.7

19.1

Из данных таблицы 1.7. следует, что при реализации этой шкалы доля пошлины в цене нефти будет расти, достигая максимального уровня 19.1% при цене нефти 32.5 долл./барр. Регламент установления экспортной пошлины предусматривает, что ее пересмотр может производиться через два месяца после предыдущего решения. Это означает, что процесс регулирования денежных потоков, возникающих при экспорте нефти, будет осуществляться с лагом в 2 месяца, в то время как колебания цен на рынке нефти происходят ежедневно. Такая инерционность процесса регулирования частично связана с характером бюджетного планирования, где принята определенная среднегодовая ставка экспортной пошлины.

Как известно, роль экспортных пошлин на нефть двойственна. С одной стороны, они формируют значительную часть доходов бюджета и при этом, что особенно важно, валютные поступления в бюджет. Их непосредственный эффект прост – чем выше пошлины, тем лучше бюджету, хотя, впрочем, отдаленные эффекты могут быть иные и их можно обнаружить, например, при сравнении экономической эффективности работы бюджетных денег и денег, которыми оперирует нефтяной сектор. С другой стороны, экспортные пошлины непосредственно влияют на финансовые показатели нефтяных компаний. Чем выше экспортные пошлины, тем финансовые показатели нефтяных компаний хуже. Отсюда уровень экспортной пошлины – это всегда компромисс, разумный он или нет, между интересами бюджета и интересами нефтяных компаний. Есть в этом компромиссе и третья сторона – потребители нефтепродуктов. Экспортные пошлины в определенной мере создают водораздел между внутренним и внешним рынками. Чем выше экспортная пошлина, тем меньше с точки зрения нефтяных компаний разница между внутренним и внешним рынками. Если бы экспортных пошлин не было, то внутренние цены на нефть были бы близки к мировым, и с точностью до неплатежей мы полагаем, что нефтяным компаниям было бы безразлично на каком рынке действовать – внешнем или внутреннем.

Как определить степень разумного компромисса между различными интересами при установлении пошлины? Представляется приемлемым и для бюджета, и для нефтяного сектора определять его, исходя из обеспечения эффективным нефтяным компаниям условий самофинансирования, что давало бы им денежные средства для покрытия текущих затрат, потребностей в инвестициях, оплаты кредитов, а владельцам компаний - разумные дивиденды. При этом следует учитывать весь набор налоговых и тарифных инструментов, воздействующих на финансовые показатели компаний, занимающихся экспортом углеводородов. Необходимо учитывать также и то, что нефтяные компании оперируют не только на экспортных направлениях, где цены на нефть достаточно высоки (при этом следует учитывать различия при экспорте в страны СНГ и вне СНГ), но и на внутренних - с их более низкими ценами. Кроме того, нельзя упускать из виду такой фактор, как различие в стоимости добычи нефти по нефтяным месторождениям.

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8 9

Заметки по экономике

Спекуляция микроэкономический подход к анализу причин и результатов
Эта работа призвана рассмотреть понятие «спекуляция» с точки зрения микроэкономического анализа. Спекуляция является значительным, вредным для населения и производства повышением цены на средства потребления ...

Современные информационные технологии - кредитные карточки
Кардинальный переход к рыночному регулированию экономики завершился в России глубочайшим социально-экономическим кризисом. Трудности переходного периода были вызваны прежде всего тем, что не были ...