Основные рынки сбыта российских ТЭР.

Основные рынки сбыта российской нефти – это Великобритания и Ирландия (четверть экспорта в дальнее зарубежье), Восточная Европа (доля РФ в импорте нефти Болгарии составляет примерно 90%, Польши 40-50%), Средиземноморье (Италия, Греция, Кипр, Турция), «материковые страны» Западной Европы (Австрия, Швейцария, Нидерланды, Швеция, Дания, Финляндия, Бельгия, Лихтенштейн – от 18 до 20%) США и Канада – 7%.

95% процентов российской нефти транспортируется по трубопроводам компании «Транснефть». Небольшое количество нефти перевозится по железной дороге, в основном на нефтеперерабатывающие заводы на Дальнем Востоке. По нефтепроводу «Дружба» нефть поставляется в Венгрию, Словакию, Чехию, Польшу, Восточную Германию, а так же в порт Вентспилс (Латвия). Распад СССР осложнил использование «Дружбы» вследствие появления дополнительных рисков для продавцов и покупателей нефти. Российским экспортерам приходится теперь договариваться о транзите с Украиной и Беларусью. В последние годы загрузка «Дружбы» составляет 50% проектной. В связи с этим появилась возможность поставлять дополнительное количество российской нефти в Западную Европу, в частности в Германию и Австрию. В настоящее время Россия предпринимает усилия диверсифицировать пути поставок нефти за рубеж. С распадом Советского Союза Россия так же потеряла пять из восьми портов на Балтике, которые являлись важными путями транспортировки российской нефти. Только 10% добываемой в России нефти проходит через отечественные бухты. В результате Россия недополучает от экспорта (в счет сборов на территориях других государств) до 1,5 млрд. долларов ежегодно.

Страны ЦВЕ и Западной Европы принимают меры по уменьшению доли России в импорте энергоносителей. Стремление этих стран диверсифицировать импорт топлива по политическим соображениям продиктовано и желанием усилить надежность своего энергообеспечения, дистанцироваться от политически и экономически нестабильных партнеров в лице России и Украины. Практикуемые последней «заимствования» нефти и газа из трубопроводов, проходящих по ее территории, неоднократно приводили к перебоям российских поставок нефтегазового сырья.

Емкость мирового рынка каменного угля приближается сейчас к 500 млн. т. Основными импортерами выступают страны Западной Европы (около 160 млн. т ) и АТР (более 200 млн. т, в т.ч. Япония - 130 млн. т, Южная Корея - около 50 млн. т и Тайвань - около 20 млн. т). Ведущими экспортерами выступают Австралия, США, ЮАР, Колумбия, Венесуэла, Индонезия, Канада, Китай, Польша и Россия. Поставками из этих государств обеспечивается сейчас более 90% мировых импортных потребностей.

По прогнозам Министерства энергетики США мировая торговля углем в предстоящие 20 лет увеличится примерно на 25%, однако конкуренция на данном рынке останется достаточно острой. Емкость мирового рынка энергетического угля за 1990-2010 гг. может возрасти в два раза, тогда как общие импортные потребности рынка коксующегося угля увеличатся не более, чем на 5%.

Импорт каменного угля в регион ЕС на протяжении 90-х годов устойчиво возрастал. Доля импорта в потреблении за 1990-1998 гг. возросла с 45% до 57%. Импортный уголь рассматривается в Европе, прежде всего, как заменитель другим завозимым энергоносителям. Поэтому государства ЕС стремятся разнообразить источники получения угля и увеличивают число основных поставщиков, последовательно подключая к рынку новых экспортеров. В 90-е годы эта тенденция стимулировала увеличение импорта в Европу высококачественного колумбийского, индонезийского, венесуэльского и канадского угля.

Перейти на страницу: 1 2 3

Заметки по экономике

Собственность
Собственность относится к числу наиболее важных и сложных проблем экономики и экономической теории. История экономической жизни общества в периоды повышенной социальной активности ведет, как правило, к перерас ...

Рынки факторов производства
В наше время происходит постоянное изменение рыночной экономики. Она постоянно видоизменяется под воздействием тех или иных факторов. В результате меняются потребности, виды экономической деятельности, цен ...