Внешнеэкономическое сотрудничество и энергетическая дипломатия

Важное значение для достижения поставленных целей в области международной деятельности будет иметь законодательное обеспечение. Уже на первом этапе (до 2005 года) необходимо принять законы и поправки к действующим законам в части регламентирования порядка вывоза капитала из России и инвестиций российских компаний за рубежом, поддержки отечественных компаний в борьбе за ресурсы и рынки сбыта энергоносителей, развития совместных предприятий и иностранных инвестиций в добычу (производство) энергоресурсов в стране, включая выработку электроэнергии.

В целях координации внешнеэкономической деятельности и внешнеполитической поддержки отечественных топливно-энергетических компаний требуется безотлагательное решение о создании соответствующей межведомственной комиссии и повышение эффективности работы созданных органов управления в рамках СНГ и Союза России и Белоруссии.

Глобальный характер энергетических проблем и все большая их политизация, а также объективно влиятельное положение российского ТЭК в системе мировой энергетики выдвинули энергетический фактор в число элементов, на которые опирается российская дипломатия в стремлении усилить реальное участие России в мировых делах. Более того, в современных условиях и на предстоящее десятилетие энергетический фактор и активная энергетическая дипломатия останутся важнейшим средством действенного влияния России на внешнеполитические реалии в окружающем ее мире.

Исходя из провозглашенных целей и принципов, а также особенностей экономического состояния России, ее геополитического положения и возможностей национального топливно-энергетического комплекса, основными задачами энергетической дипломатии на ближайшие двадцать лет являются:

· внешнеполитическое обеспечение реализации Энергетической стратегии России;

· создание инструментов эффективного сотрудничества в рамках Союзного государства Россия-Белоруссия, СНГ, а также мирового сообщества в целом;

· разработка и проведение дифференцированного подхода к каждой группе стран и отдельным странам внутри этих групп в зависимости от энергетических и геополитических интересов России и формирование концепции взаимоотношений с основными международными энергетическими организациями;

· дипломатическая поддержка интересов российских топливно-энергетических компаний за рубежом;

· содействие формированию стратегических альянсов российских акционерных обществ и компаний с ведущими зарубежными партнерами и международными энергетическими организациями на основе равноправия и выгодности таких союзов для отечественного капитала при реализации крупных проектов как в России, так и на территории других стран[27].

Механизмы реализации энергетической дипломатии в двусторонних отношениях - это традиционные рабочие органы: смешанные комиссии, комитеты и т.д. Среди основных механизмов в многостороннем формате можно выделить переговорный процесс в рамках Конференции по Энергетической хартии, участие в энергетических группах Форума АТЭС и других региональных организаций. Из механизмов энергетической дипломатии России на глобальном направлении важнейшими являются участие в диалоге стран - потребителей и производителей энергоресурсов в рамках ежегодных международных энергетических конференций, в сотрудничестве с промышленно развитыми странами на основе декларации о сотрудничестве с МЭА и в рамках "восьмерки", а также во взаимодействии с ведущими странами - экспортерами нефти в рамках ИПЕК и в контактах с ОПЕК.

Это взаимодействие включает участие России в качестве наблюдателя в конференциях этой организации на регулярной основе, проведение многосторонних и двусторонних консультаций, обмен информацией и прогнозами относительно перспектив нефтяного рынка. Участие в мероприятиях, проводимых этой организацией, положившей начало межгосударственному регулированию в энергетической сфере применительно к мировому нефтяному рынку, позволяет России осуществлять мониторинг ситуации на мировом рынке и, что самое важное, координацию ценовой политики. В вопросах взаимодействия с ОПЕК Россия стремится проводить взвешенную политику, разумно сочетая необходимость увеличения поступления валютных средств от экспорта нефти с одобрением усилий ОПЕК, направленных на стабилизацию рынков нефти.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Заметки по экономике

Социально-рыночное хозяйство ФРГ особенности становления и развития
Социально рыночная экономика - обусловившая успех концепции устройства государства. Она представляет собой удачную попытку свести воедино экономическую и социальную политику. Бывший министр экономики ...

Спрос и предложение на рынке труда
В экономической науке под рынком понимается институт или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. При этом рынки могут принимать различн ...