Типы рынка

История развития рынка позволяет выделить следующие типы рынка: неразвитый, свободный, регулируемыми деформированный.

Неразвитый рынок

характеризуется тем, что рыночные отношения носят случайный, чаше всего товарный (бартерный) характер. Но уже и здесь рынок играет определенную роль, способствует дифференциации членов общества, усилению мотивации к развитию производства тех или иных товаров.

Свободный (классический) рынок

характеризуется следующими чертами:

1) неограниченное число участников рыночных отношений и свободная кон­куренция между ними;

2) абсолютно свободный доступ к любой хозяйственной деятельности всех членов общества;

3) абсолютная мобильность факторов производства; неограниченная свобо­да передвижения капитала;

4) наличие у каждого участника абсолютно полной информации о рынке (о норме прибыли, спросе, предложении и т.д.). Осуществление принципа рацио­нального поведения рыночных субъектов (оптимизация индивидуального бла­госостояния в результате прироста доходов: продать подороже, купить поде­шевле) невозможно без информации;

5) абсолютная однородность одноименных товаров (отсутствие торговых ма­рок и т.д.);

6) ни один участок свободной конкуренции не в состоянии оказать непос­редственное влияние на решение другого неэкономическими методами;

7) цены устанавливаются стихийно в ходе свободной конкуренции;

8) отсутствие монополии (один производитель), монополии (один покупа­тель) и государственного регулирования.

Преимущества

свободного рынка в том, что он функционирует на основе саморегулирующегося механизма, обращен к человеку, через цены на основе спроса создает ориентиры для капиталовложений в производство. Свободный рынок — это механизм заведомо бездефицитного рынка. Он обеспечивает эф­фективное распределение в обществе ресурсов; гибкость и высокую адаптив­ность к изменяющимся условиям; свободу выбора и действий рыночных субъек­тов; максимальное использование достижений НТР; способность к удовлетво­рению разнообразных потребностей; повышение качества товаров и услуг. Создается впечатление, что рынок функционирует почти автоматически, хотя на самом деле регулирование здесь осуществляется методом проб и ошибок.

Но свободный рынок имеет и следующие серьезные недостатки:

1) рынок приводит к дифференциации в уровне жизни населения, что не так уж и плохо, ибо обеспечивает высокую мотивацию к труду. Плохо то, что он не обеспечивает социальную «защиту» населения. Социальные последствия свободного рынка таковы: безработица, разорение, бедность отдельных групп населения. С общечеловеческих позиций рыночное распределение несправедли­во, так как не обеспечивает минимальный уровень жизни всем. Следовательно, необходимо вмешательство государства для решения социальных проблем.

Распределение на рынке осуществляется на основе полученных доходов. С позиций рыночных отношений любой доход, полученный на основе свободной конкуренции, справедлив. А тот, кто не в состоянии получить этот доход (по состоянию здоровья, старости и т.д.), обречен на нищенское существование.

Рынок не может создать условия реализации права на труд для всех членов общества. Трудоустраиваются только те, на чью рабочую силу имеется спрос. Свободный рынок не гарантирует полную занятость населения, а также ста­бильный уровень цен;

2) механизм свободной конкуренции не обеспечивает экономику нужным количеством денег для развития-производства. Имеет место нехватка денег. Про­блему эмиссии денег берет на себя государство в лице, госбанка;

3) деятельность свободных конкурентов часто приводит к нежелательным эффектам, таким, как загрязнение окружающей среды, продуктов питания пе­стицидами и другими вредными веществами, развитие наркомании, алкоголиз­ма и т.д. Свободный рынок, таким образом, зачастую игнорирует потенциально негативные последствия принимаемых решений, а также не способствует со­хранению не воспроизводимых ресурсов;

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Заметки по экономике

Научно - технический прогресс суть и роль в экономике
Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного проц ...

Специализация и кооперирование и их влияние на эффективность производства
Курсовая работа на тему: «Специализация и кооперирование производства, и их значение для повышения результативности деятельности предприятия» выбрана мною не случайно, потому как ...