Типы рынка

Взаимодействие этих двух сторон регулирования рынка носит мониторинго­вый (т.е. напоминающий) характер, свидетельствующий об усилении либо соб­ственного рыночного механизма, либо государственного регулирования.

Государство в определенной степени обеспечивает условия функционирова­ния рынка и чрезмерное вмешательство государства в рыночные отношения приводим к их деформации.

Наиболее ярким примером деформации рынка мо­жет служить рынок в нашей экономике.

Условия функционирования рынка у нас были таковы, что его положитель­ная роль в развития экономики была сведена на нет, отсюда вытекают заявле­ния об отсутствии рынка, что не совсем правильно отражает реальность, ибо акты купли-продажи существовали, что признавали и признают не только от­дельные экономисты России, но и Запада (например, В. Ойкен и др.). Личное подсобное хозяйство в разные годы носило разную степень товарности, но без него крестьянин не мог бы существовать. Таким образом, рынок был и есть, но он серьезно деформирован.

Основные черты деформации рынка

в условиях административно-командной или директивной системы хозяйства:

1) отсутствие многочисленных рыночных субъектов, организующих свою хозяйственную деятельность на основе разных форм собственности;

2) чрезмерная централизация в распределении товарных ресурсов и их дви­жении, отсутствие самостоятельности в коммерческой деятельности;

3) монополизм производителя и торговца;

4) несбалансированность спроса и предложения, которая с каждым годом возрастает;

5) чрезмерный рост цен, безудержная инфляция, нарушение денежного об­ращения, бюджетный дефицит, огромная эмиссия денег и т.д.;

6) расцвет теневой экономики, «серого» и «черного» рынков;

7) попытка усиления региональных рынков, разгул центробежных сил;

8) расцвет бартерных сделок вместо более развитых торгово-денежных отно­шений;

9) деформация экономических интересов субъектов рыночных отношений (например, у торговцев возникает интерес не продать, а припрятать товар), от­сутствие мотивации к эффективному труду, риску в хозяйственной деятельности;

10) отсутствие у потребителя права выбора товара.

Чтобы устранить деформацию рынка, ликвидировать болезни рыночной эко­номики

(безработицу, инфляцию, нестабильность), необходимо создать условия для перехода к рыночному хозяйству в России

и последующего его развития. Такими условиями являются:

наличие в экономике разнообразных форм собственности(полиморфизм собственности) и многообразных форм хозяйствования, а также свобод­ной конкуренции между ними, свобода участия, всех хозяйственников в конкуренции и выхода из неё, достаточное количество производителей, должно быть не менее 15—20 изготовителей однотипной продукции (если производителей 4—5— это олигополия, если 1—2 — монополия, что может сдерживать развитие рынка);

обеспечение свободы хозяйственной деятельности,выбора партнеров по хозяйственным связям, самостоятельность, независимость и ответствен­ность за хозяйственные решения рыночных субъектов, их способность са­мостоятельно заключать контракты, договоры, размешать и принимать за­казы; способность свободно распоряжаться частью своих доходов; отсут­ствие жесткого административного товарного распределения (по карточ­кам, талонам, фондирования и др.), т.е. свободная купля-продажа;

формирование механизма свободного ценообразования,право рыночных субъек­тов самим устанавливать цены. Это не жесткое условие, ибо классический рынок как бы задает извне «невидимой рукой» цену покупателям и про­давцам. Наличие союзов производителей и потребителей как своеобразная реакция на цены, которая не устраняет рынок;

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Заметки по экономике

Сравнительный анализ факторных рынков и их современное состояние в России
Движущей силой рыночной экономики являются потребности людей, удовлетворить которые можно лишь производством материальных благ. Но чтобы произвести эти материальные блага, способные удовлетворить ...

Рыночная экономика механизм, принципы организации, недостатки и преимущества
Главный принцип рыночной экономики декларирует право любого хозяйствующего субъекта, будь то человек, семья, группа, коллектив предприятия, выбирать желаемый, це ...