Структура рынка

Рынок инноваций

, т.е. нововведений, изобретений, рационализаторских предложений, практически также отсутствовал в нашей экономике. Переход к рыночной экономике дает основание рассматривать инновации как товар, кото­рый целесообразно продавать по рыночным ценам, что, несомненно, должно привести к ускорению научно-технического прогресса.

Рынок информационных продуктов

— это особый рынок, предметом купли-продажи здесь являются книги, газеты, картины, различного вида реклама и великое множество других предметов и видов деятельности, несущих людям необходимую информацию. Такой рынок у нас существует. Но если понимать информационный продукт в широком смысле слова, включая в него и интел­лектуальный, т.е. научный, культурный, духовный, образовательный продукт, то рынок подобной продукции только формируется. Определенное распростра­нение получают в качестве объекта купли-продажи программы для ЭВМ.

Рынок лицензий

— это часть рынка инноваций. Объектом купли и продажи здесь служат патентные и беспатентные лицензии на передачу изобретений, технологического опыта, промышленных секретов и коммерческих знаний, использование товарных знаков и т.д. Это торговля технологией. В современных услови­ях наибольшее распространение в международной практике получили лицензионные соглашения, предусматривающие комплексный технологический обмен с предоставлением ноу-хау (информации, представляющей технические знания и практический опыт, имеющей коммерческую ценность и не обеспеченную патентной зашитой: спецификаций, формул, рецептур, документации, схем организации производства, характеристик технологического процесса и пр.) и инжиниринговых услуг

по промышленной реализации передаваемой технологии.

Второй критерий — по субъектам:

• рынок покупателей;

• рынок продавцов;

• рынок государственных учреждений,

• рынок промежуточных продавцов — посредников.

На рынке покупателей

предложение должно превышать спрос, тогда покупа­тель сравнивает между собой разные сорта товаров, их цены и оказывает пред­почтение тому или иному товару. Здесь есть конкуренция производителей и тор­говцев, что характерно для современных развитых национальных и междуна­родных рынков.

Рынок продавца

характеризует значительное превышение спроса над предло­жением. Здесь главную роль играет количество товаров и услуг, качеству уделя­ется минимальное внимание. Ни о предпродажном, ни о послепродажном сер­висе не упоминается, все продается сразу, как бы «с колес», так как конкурен­ция между производителями отсутствует, товарный ассортимент беден. Торгов­ля работает по принципу: «Бери, что дают!» Таков был наш рынок.

Рынок государственных учрежденийвключает совокупность актов купли-продажи государственных организаций, федерального правительства, штатов, местных органов власти, закупающих или арендующих товары, необходимые им для выполнения своих основных функций по отправлению власти.

Рынок промежуточных продавцов

выражает совокупность экономических отношений лиц и организаций, приобретающих товары для перепродажи или сда­чи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя.

Третий критерий — по географическому положению:

• местный (локальный) рынок;

• региональный рынок;

• национальный рынок;

• мировой рынок.

Мировой рынок

— это не только совокупность национальных рынков различ­ных государств, экономические связи между которыми определены междуна­родной торговлей (в том числе торговля лицензиями, услугами, международное перемещение капиталов и т.д.), но и их качественно новый уровень. Это можно отразить в виде схемы. (Рис. 1).

Мировой рынок

Внутренний рынок

Совокупность внутренних рынков

Рис. 1

Четвертый критерий — по уровню насыщения:

• равновесный рынок;

• дефицитный рынок;

• избыточный рынок.

Пятый критерий — по степени зрелости:

• неразвитый рынок;

• развитый рынок;

• формирующийся рынок.

Шестой критерий — по степени ограниченности конкуренции:

• свободный рынок;

• монополистический рынок;

• олигополистический рынок;

• смешанный рынок.

Седьмой критерий — по соответствию действующему законодательству:

• легальный рынок;

• нелегальный («черный» и «серый») рынок.

Восьмой критерий — по отраслям:

• автомобильный рынок;

• компьютерный рынок и т.д.

Девятый критерий — по характеру продаж:

• оптовый рынок;

• розничный рынок.

Десятый критерий — с учетом ассортимента товаров:

• замкнутый рынок, на котором представлены товары только первого про­изводителя;

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Заметки по экономике

Сравнительный анализ факторных рынков и их современное состояние в России
Движущей силой рыночной экономики являются потребности людей, удовлетворить которые можно лишь производством материальных благ. Но чтобы произвести эти материальные блага, способные удовлетворить ...

Роль центрального банка
Современное кредитно-денежное и финансовое хозяйство страны переживает серьезные структурные изменения. Перестраивается кредитная система, возникают новые виды кредитно-финансовых институтов и операций, мо ...