Проблемы женской занятости (материалы Госкомстата РФ и статистики ФСЗ)

При переходе к рыночным отношениям с учетом особенностей состояния экономики России неизбежны крупные изменения в сфере занятости всего населения, включая женщин. Сейчас в народном хозяйстве 34 млн. женщин – 48% всех работающих. Их положение на рынке труда, равно как и других групп населения, определяется потребностью в работе, конкурентоспособностью женской рабочей силы, уровнем её квалификации, профессии, режима труда, формы собственности, а также системой социальной защиты населения в трудовой сфере. В каком направлении и с какой степенью интенсивности будут происходить изменения в занятости женщин в переходный период зависит во многом от исходного состояния их занятости, важнейших социально-экономических характеристик женского населения.

Сегодня бытует мнение, что у российской безработицы женское лицо. Однако это утверждение справедливо лишь для той части рынка труда, что регулируется государством (Федеральной службой занятости (ФСЗ)), здесь действительно доля женщин среди безработных – 65-70%.

Чтобы оценить размеры несовпадения, сравним информацию о положении женщин, содержащуюся в материалах Госкомстата РФ по полному рынку труда, с данными ФСЗ об официальном рынке труда или контролируемой его части (табл. 1).

На полном рынке труда доля женщин среди всех незанятых и ищущих работу составляет 48%, что в целом соответствует их удельному весу в общей численности трудоспособного возраста. Значит, в среднем можно говорить об одинаковом уровне безработицы для мужчин и женщин.

Чем же тогда объяснить более высокий процент женщин в контролируемой части рынка труда и гораздо большую продолжительность периода их безработицы, регистрируемые службой занятости (табл. 2 и 3).

“Накопление“ женщин на формальном рынке труда обусловлено, по-видимому, их низкой конкурентоспособностью. Парадоксально то, что невостребованность женщин в трудовой сфере связана с относительно высоким уровнем образования. Как свидетельствуют данные табл. 4, среди женщин ( по сравнению с мужчинами) гораздо больше лиц с высшим и средним специальным образованием и значительно меньше – со средним общим и начальным. 90% свободных рабочих мест в народном хозяйстве рассчитаны на кадры рабочих профессий, а среди незанятых женщин преобладают те, кто претендует на вакансии служащих.

По данным обследования Госкомстата РФ, среди безработных, имеющих инженерно-технические специальности или являющихся научными работниками, женщин около 70%, среди безработных преподавателей всех видов учебных заведений – 85%, среди специалистов по планированию и учету, работников торговли и общественного питания – более 90%. Рабочих же среди женщин, нуждающихся в трудоустройстве, всего около 14%. Очевидное несоответствие между предложением рабочей силы и спросом на нее по профессиональному признаку, характерное для современного состояния рынка труда, существенно затрудняет трудоустройство безработных женщин.

Данные табл. 5 свидетельствуют о том, что обращение в ФСЗ для женщин – наиболее популярный способ поиска работы, личные связи и прямое обращение к работодателю они используют значительно реже. Чем же это вызвано? Только ли желанием получить работу?

Действительно, значительная часть женщин нуждается в работе и желает немедленно получить её как по причине профессиональной заинтересованности, так и из-за материальной потребности.

Однако, по данным исследований Госкомстата РФ, некоторые женщины обращаются в органы службы занятости скорее не за помощью в поисках рабочего места, а за оформлением некоторого перерыва в работе. Регистрация в качестве безработной и возможность получить пусть небольшое пособие по безработице при непрерывности трудового стажа является для некоторых женщин той временной передышкой, которую они используют для решения накопившихся домашних проблем.

Перейти на страницу: 1 2

Заметки по экономике

Социальная политика и сферный подход к решению вопросов в муниципальном образовании
Убеждена, что сферный подход наиболее действенен в применении на территории данного муниципального образования. О том, что именно он лежит в основе социальной политики, говорят и программы, которые ...

Рынок драгоценных металлов в России
Основным нормативным документом по работе на рынке драгоценных металлов является Федеральный Закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», вступивший в законную силу 7 апреля 1998 года. В соответст ...