Различные аспекты женской безработицы (по регионам России)

Реальность трудоустройства незанятых женщин, ищущих работу, зависит во многом от состояния региональных рынков труда. Общая картина практически во всех областях и автономных республиках России одинакова: регистрируемая безработица носит женский характер. Вместе с тем наблюдаются существенные различия по областям и республикам в составе безработных по полу: доля женщин колеблется по регионам от 42-60% до 80-82%. По данным за второй квартал 1997 года в 17 областях доля женщин в составе безработных превышала 75% (табл. 7). В основном это регионы Дальнего Востока, Восточной Сибири, Западной Сибири, Северный Кавказ, где в силу специфики экономического развития традиционно не хватало рабочих мест для женского населения. Однако не здесь сосредоточена основная масса безработных российских женщин.

Половина их приходится на Центральный, Уральский, Северо-Западный и Волго-Вятский регионы, отличающиеся высоким экономическим потенциалом, высокой долей обрабатывающей промышленности, в частности машиностроения и легкой промышленности, охваченных глубоким кризисом производства.

Самая напряженная ситуация на рынке труда и в связи со спадом производства сложилась во Владимирской, Ивановской, Ярославской, Костромской, Псковской областях, в Мордовской и Чувашской Республиках, здесь требуются особые меры содействия занятости женщин и регулирования рынка труда. В этих регионах официальное число незанятых на одну вакансию в 3-18 раз превышает общероссийские. При среднем значении показателя нагрузки по России 4,1 в регионах с преимущественным использованием женского труда он составляет от 11,1 (Костромская область) до 75,7 (Ивановская область).

Почему же в регионах с некоторым преобладанием “женских” отраслей при значительных масштабах безработных женщин, все же их доля в общем составе потерявших работу относительно ниже? Однозначное объяснение этому дать сложно. Вероятнее всего, это связано с тем, что спад производства в ведущих отраслях, таких как машиностроение, легкая и текстильная промышленность, вызвал широкое распространение частичной занятости как альтернативы полной безработицы. Для большинства работающих женщин в создавшихся условиях главное – сохранить рабочее место. При этом многие из них согласны потерять в заработке, лишь бы иметь гарантированный доход и сохранить социальные услуги, предоставляемые по месту работы. Мужчины чаще, чем женщины увольняются по собственному желанию в надежде найти более подходящую работу, а женщины остаются на условиях частичной занятости. Характерно, что во всех перечисленных областях уволившиеся по собственному желанию составляют среди безработных более высокую долю, чем по РФ в целом (47%), а в Ивановской области на этот контингент безработных приходится 59% - один из самых высоких показателей по России.

Довольно низкая доля женщин среди безработных характерна также для некоторых автономных преобразований (Эвенкийский автономный округ - 45,7%, Коми-Пермяцкий автономный округ – 49,4%). Но здесь, скорее всего, сказывается общая недостаточно высокая экономическая активность и традиционная нехватка женских рабочих мест.

Есть различия и в региональной продолжительности безработицы. Если в целом по РФ она была в январе – июне 1997 г. у женщин 5,4 мес.(у мужчин – 4,9), то аналогичный показатель значительно превышен в Северо-Кавказском районе – 6,5 мес., в Ярославской области – 6,4 мес., Ивановской – 5,7 мес. Продолжительность женской безработицы ниже средней по РФ в Западно-Сибирском районе – 5,0 мес., Северо-Западном – 5,1 мес.

Таким образом, по территории России складываются неоднозначные процессы с женской безработицей, на которые влияют демографические и социально-экономические факторы, имеющие большую региональную специфику.

Заметки по экономике

Стандартизация документов
В настоящее время технический уровень и качество большинства изделий не отвечают требованиям сегодняшнего дня, потребностям народного хозяйства. Выпуск предприятиями устаревшей низкокачественной продукции сде ...

Современные информационные технологии в финансовых
Практически неизвестные в начале двадцатого века, кредитные карточки (к. к.)сейчас уже прочно вошли в нашу обычную жизнь. Во всем мире ими пользуются деловые люди, путешественники, люди с разнообр ...