Средний, валовой и предельный доход

Очевидно, что кривая спроса на продукцию фирмы является в то же время кривой дохода. То, что в столб­це (1) табл. 1 обозначено как цена на единицу продукта для покупателя, представляет собой выруч­ку от продажи единицы продукта, или

средний доход

продавца. Утверждение о том, что покупатель должен заплатить цену 131 дол. за единицу продукта, тожде­ственно следующему тезису: выручка от продажи еди­ницы продукта, или средний доход, полученный про­давцом, составляет 131 дол. Цена и средний доход — это одно и то же, но с разных точек зрения.

Валовой доход при любом объеме продаж можно легко определить путем умножения цены на соот­ветствующее количество продукции, которое фир­ма способна продать. При умножении данных столбца (1) на данные столбца (2), получается результат, поме­щенный в столбце (3). В данном случае валовой доход увеличивается на постоянную величину — 131 дол. — с каждой дополнительной единицы про­даж. Каждое проданное изделие прибавляет к вало­вому доходу свою цену.

Всякий раз, когда фирма планирует какое-либо изменение объема производства, ее интересует, как изменится доход в результате этого сдвига в выпус­ке. Каким будет дополнительный доход от продажи еще одной единицы продукта?

Предельный доход

есть изменение валового дохода, то есть добавоч­ный доход, который является результатом продажи еще одной единицы продукта. Как показано в столб­це (3) табл. 1, валовой доход равен нулю, когда продано нуль единиц продукта. Первая проданная единица увеличивает валовой доход с нуля до 131 дол. Предельный доход — увеличение валового дохода в результате продажи первой единицы про­дукта - составляет, следовательно, 131 дол. Вторая проданная единица увеличивает валовой доход со 131 до 262 дол., то есть предельный доход опять составит 131 дол. В столбце (4) видно, что предельный доход есть постоянная величина, рав­ная 131 дол., поскольку именно на такую неизмен­ную величину возрастает валовой доход по мере каждой дополнительной единицы продукта.

Таблица 1. Спрос на продукт самостоятельной фирмы и ее доход в условиях чистой конкуренции

Спрос на продукт фирмы

и средний доход

Доход

(в долл.)

(1)

Цена продукта

(средний доход)

(в долл.)

(2)

Величина спроса

(продано продукта)

(в ед.)

(3)

Валовой доход

(4)

Предельный доход

131

0

0

131

1

131

131

131

2

262

131

131

3

393

131

131

4

524

131

131

5

655

131

131

6

786

131

131

7

911

131

131

8

1048

131

131

9

1179

131

131

10

1310

131

В условиях чистой конкуренции цена продукта для отдельной фирмы является постоянной; доба­вочные единицы, следовательно, могут быть прода­ны без понижения цены. Это означает, что каждая дополнительная единица продаж присоединяет к валовому доходу свою цену - в данном случае 121 дол, и предельный доход представляет собой это приращение валового дохода. Предельный доход в условиях чистой конкуренции постоянный просто потому, что дополнительный единицы продукта могут быть проданы по неизменной цене.

Заметки по экономике

Рынок труда Мурманской области
Невозможно сознательно строить карьеру, не опираясь на информацию о рынке труда, о том, какие специальности востребованы в настоящий момент, и о том, как ситуация на рынке труда может меняться. Целью данно ...

Себестоимость и пути её оптимизации
Получение наибольшего эффекта с наименьшими затратами, экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов зависят от того, как решает предприятие вопросы снижения себестоимости продукции. Наибольшая доля ...