Критика модели совершенной конкуренции

"Человек не может жить без экономической теологии, - писал Дж. К. Гэлбрайт - и в этом смысле конкурентная модель представ­ляла немало достоинств". Действительно, она давала возможность для поиска удовлетворительного решения проблемы эффективности и проблемы экономической власти.

В условиях неограниченной конкуренции экономика функционирует с максимально возможной эффективностью. Ни один произво­дитель не может получить доход путем увеличения цен, а только посредством сокращения своих издержек производства. Свободный доступ туда, где имеются ненормальные прибыли, позволяет расширять производство и снижать цены. Всякое изменение желаний пот­ребителей сообщается производителю посредством изменения цен на товары. Эти изменения отражаются на цене факторов производст­ва, которые, таким образом, привлекаются в одни, отрасли

или устра­няются из других. Экономике не угрожает недоиспользование факторов производства: последние подвижны и перемещаются

из сфер производства, от которых отворачивается потребитель, к тем сферам, куда устремляется спрос. Конкуренция тех, кто ищет факторы производства, влечет за собой установление уровня процентной став­ки, благоприятного для тех, кто стремится к сбережениям. Высокий процент поощряет сбережения за счет текущего потребления. Таким образом, высвобождаются средства для инвестиций.

В условиях совершенной конкуренции удовлетворительно ре­шается проблема экономической власти. Ни одна экономическая единица не располагает достаточным влиянием, чтобы воздейство­вать на рынок и цены. Нет господства частной экономической власти и злоупотребления ею. Из этого следует, что становится ненужной государственная власть, служащая ограничению или рег­ламентации частной экономической власти. Поскольку без государ­ственного содействия достигнут максимум эффективности экономи­ческой системы, очевидно, что любое вмешательство правительст­ва повредило бы такой эффективности. По удачному выражению Гэлбрейта - «в государстве благоденствия нет необходимости в минис­терстве благоденствия».

Достоинства модели совершенной конкуренции были таковы, что она все менее соответствовала действительности, и становилась скорее описанием идеального общества; такие теоретики, как Энрико Бароне (Enrico Barone) и Оскар Ланге (Oscar Lange), даже считали ее целью социалистического общества.

Вследствие критики, развернувшейся в последние годы, сегодня используется лишь нормативный аспект этой модели.

Такое критическое отношение стало следствием не только сопо­ставления ее с фактами, но и пересмотра понятия конкуренции и ее форм.

А) Факты показывают, что если модель неограниченной кон­куренции и могла в целом подходить к структуре экономики XIX века, которая характеризовалась капитализмом с мелкими произ­водственными единицами, то она не годится для такой экономики, где в большинстве отраслей хозяйственная деятельность осуществ­ляется незначительным количеством фирм. Классическая конкурен­ция между многочисленными мелкими фирмами уступила место "конкуренции в узком кругу".

Изучение концентрации экономики наносит удары по понятию атомизации рынка.

Исследования, касающиеся рекламы и ее развития в современ­ных условиях, показывают, что для нынешней экономической жиз­ни характерно скорее разнообразие, чем однородность выпускаемой продукции. Таким образом, второе условие совершенной конкурен­ции полностью отпадает.

Что касается свободного доступа в сферу той или иной отрасли экономики, то достаточно перечислить необходимые для этого условия, чтобы представить себе все ограничения, с которыми приходится сталкиваться в реальной экономической жизни:

- прежде всего, требуется, чтобы инвестиции, необходимые для утверждения в отрасли, были незначительными и вступающие в нее фирмы могли найти достаточные средства;

- нужно затем, чтобы рост производства в отрасли в результате появления новичков не оказал заметного влияния на цены и не отпугнул бы их, вызвав опасение изменить существующий уровень цен;

- все потенциальные новички должны иметь свободный дос­туп к производственным факторам, которые не находятся в руках или под контролем существующих уже фирм-монополистов;

- не должно существовать никаких искусственных препятствий для вступления в данную отрасль;

- новички должны производить товары, идентичные тем, которые поставляются существующими фирмами.

Потребности фирм в основном капитале, осуществление инвести­ций "блоками", стратегия крупных фирм в их отношениях с банками, преимущества, связанные с наличием товарного знака или использо­ванием тех или иных технологий - все это факторы, которые могут в огромном числе случаев сделать свободу доступа в отрасль иллю­зорной.

Заметки по экономике

Сравнительная характеристика методов принятия решений относительно инвестиционных программ
Характерными чертами рыночной экономики являются динамичность экономической среды, постоянное изменение внешних факторов, определяющих политику предприятия, изменение конкурентных цен на продукцию, кол ...

Рынок сущность, функции и условия формирования
Известно, что каждый способ производства, каждая экономическая система представляют собой единство производства, распределения, обмена и потребления. Общественный продукт, созданный в процессе производства, п ...