Экономические учения древнего мира.

Рабовладельческий строй представляет первую классово-антагонистическую общественно-экономическую формацию.

1. На Востоке рабство зародилось в 4 тыс. до н.э. Особенностью восточного рабства являлось существование наряду с частной собственностью рабовладельцев, сельской общины, закабаление широких масс населения государством, в руках которого находилась ирригационная система, и распространение долгового рабства. Одним из наиболее крупных древневосточных рабовладельческих государств было Вавилонское. В законах царя Хаммурапи (1792-1850 г. до н.э.) отражается стремление ослабить классовую борьбу в целях укрепления рабовладельческого строя, сохранность частной собственности. Вместе с тем они выражают заботу правителя о развитии товарно-денежных отношений, стремясь поставить их на службу государству. В Китае первое рабовладельческое государство возникло в 2 тыс. до н.э. Коллективный трактат «Гуань-Цзы» относится к периоду дальнейшего развития рабства, ремесла, торговли. Труд провозглашается в нем источником могущества государства, и выдвигается важная идея об эквивалентности обмена «Гуань-Цзы» содержит вывод в том, что народ создает доход для знатных и прибыль для торговцев. Важнейшим памятником Древней Индии является «Артшастра», создал которую Каутилье Вишнугупте. Её цель укрепить рабовладельческое государство. «Артшастра призывает развивать производственные силы, регулировать цены на товары и соблюдать активный баланс государственного бюджета.

2. В классической форме рабство, известное под названием античного, существовало в Древней Греции и в Древнем Риме с 1 тыс. до н.э. По сравнению с Востоком становление рабовладельческого строя в Греции происходило при более высоком уровне развития производственных сил. Вот почему этот процесс протекал там почти одновременно с развитием с развитием товарно-денежных отношений и ростовщичества. Он сопровождался ликвидацией долгового рабства и более быстрым разложением общины. Наиболее известными деятелями Древней Греции были: Ксенофон (430-354 г. до н.э.), рассматривающий хозяйственную деятельность как процесс создания полезных вещей , т.е. потребительских стоимостей; Платон (427-347 г. до н.э.) и его книга «Политика или государство» и Аристотель, в первые проанализировавший меновую стоимость.

Основателями экономической мысли Древнего Рима были Катан Старший (234-149 г. до н.э.). одним из трудов Катана стала книга «Земледелие»; Граххи Тиберий и Гай; Варрон (116-27 г. до н.э.), Колумелла (1 век до н.э.).

Экономическая мысль древнего мира характеризуется защитой господствовавшего натурального рабовладельческого хозяйства. С этой позиции рассматривались товарно-денежные отношения, в связи с чем выдвигалась идея эквивалентного обмена вещей, по их стоимости. Однако, последняя не рассматривалась ещё как закон цен.

Деньги рассматриваются как абсолютная форма богатства (при этом частное и национальное богатство не различается). Предметом исследования выступает почти исключительно сфера обращения. Накопление богатства ( в денежной форме) происходит в форме прибыли от внешней торговли или же непосредственно в ходе добычи благородных металлов.

В экономических учениях феодального общества присущий ему способ рассматривается как естественный. По мере его развития усиливается интерес к проблемам товарно-денежных отношений, а разложение феодализма - возникновением буржуазной политической экономии.

Заметки по экономике

Себестоимость и пути её оптимизации
Получение наибольшего эффекта с наименьшими затратами, экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов зависят от того, как решает предприятие вопросы снижения себестоимости продукции. Наибольшая доля ...

Система ценообразования
Вопросы стратегии и тактики принятия ценовых решений, постоянно занимают умы менеджеров западных и отечественных фирм, ведущих производственную деятельность. В современных условиях актуальность вопросов ...