Современные теории маркетинга.

Неудовлетворенность современной моделью маркетинга побуждает зарубежных исследователей находить новые пути его развития. В частности, можно говорить о следующих основных направлениях развития маркетинга: 1) расширение модели «4P»; 2) стратегический маркетинг; 3) маркетинг взаимодействия; 4) мультимаркетинг; 5) многоуровневый маркетинг; 6) прямой маркетинг; 7) бенчмаркетинг[4].

1) В настоящее время некоторые специалисты расширяют комплекс маркетинга

до 6 и больше элементов: товар (Product), цена (Price), продвижение (Promotion), товародвижение и распределение (Place), персонал (People), способ действия (Policy). Интересным следует считать попытку включения в маркетинг-микс проектирование во времени и в пространстве результатов маркетинговых исследований (Projection). Следует отметить, что теория маркетинг-микс длительное время являлась достаточно эффективной, хотя и направлена на совершение единичной сделки купли-продажи.

2) Под стратегическим маркетингом

понимается: "Процесс, осуществляемый фирмой с рыночной ориентацией с целью достижения показателей, превышающих среднерыночные, путем систематического проведения политики создания товаров и услуг, обеспечивающих потребителя товарами более высокой ценности, чем у конкурентов» [Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива: Пер. с фр. - СПб.: Наука, 1996.-С.12]. В основу теории стратегического маркетинга положена предпосылка анализа развития рынка и поиска стратегических сегментов, где существующие потребности еще или не удовлетворены или не полностью удовлетворены. Стратегический маркетинг должен обеспечивать цели и приоритеты развития фирмы, и получение фирмой конкурентных преимуществ. Концепция стратегического маркетинга не отвергает классическую теорию, а качественно ее развивает. Происходит определенная интеграция этих двух теорий, что призвано повысить удовлетворенность клиентов и укрепить конкурентные преимущества фирмы в средне- и долгосрочной перспективе.

3) В основу маркетинга взаимодействия

легли концепции маркетинга услуг и промышленного маркетинга, которые уделяют особое внимание взаимоотношениям и связям фирмы с потребителем. Гренросс дает такое определение: "маркетинг взаимодействия - это установление, поддержание и увеличение связей с потребителями и другими сторонами, приносящее прибыль, так, что соблюдаются интересы всех участников» [Гренросс К. Маркетинг и менеджмент услуг. Lexingston books, 1990]. Взаимодействие с покупателем, долгосрочные взаимоотношения с клиентами обходятся намного дешевле, чем маркетинговые расходы, осуществляемые для усиления интереса к товару (услуге) фирме у нового клиента. Гренросс считает, что завоевание нового клиента обходится в 6 раз дороже, чем повторные продажи существующему покупателю. А если клиент ушел неудовлетворенным, то завоевание будет стоить фирме в 25 раз дороже [там же].

4) Теория максимаркетингаразвивает классическую школу маркетинга за счет активного использования информационных технологий и так же, как многоуровневый маркетинг, персонализирует продажи. В этой теории повышена роль коммуникационного суб-микса, а разработка компьютерных баз данных должна взаимодействовать с конечным потребителем. Разработчики этой теории Стэнн Рэпп и Томас Л. Коллинз утверждают: "…это стало возможно благодаря новому подходу к торговому процессу. Мы называем этот подход максимаркетингом" [Рэпп С., Коллинз Т.Л. Новый маркетинг: Пер. с англ. - Челябинск: "Урал LTD", 1997. - С.64].

Перейти на страницу: 1 2 3

Заметки по экономике

Социально-экономическое развитие туризма в Адыгее
Северо-Западный Кавказ, в пределах которого распо­ложена Республика Адыгея,— один из самых уникальных природных районов России. Мягкий умеренный климат, близость незамерзающих Черного и Азовского морей, иск ...

Роль и место строительства в подъеме экономики Российской Федерации
Радикальная перестройка системы управления экономикой, переходящей на рельсы рыночных отношений, - одно из важнейших направлений программы реформ, проводимых в нашей стране. Особое значение эта проблема имеет ...