Понятие рынка

В самом общем виде рыночный механизм можно определить как такую форму организации хозяйства, при которой потребители и про­изводители взаимодействуют посредством рынка с целью решения основных проблем экономики.

Что же такое рынок? Вначале рынок представлял собой публичное место в городе, где различные товары выставлялись на продажу. По мере развития общества, усложнения его экономической структуры менялось и понятие рынка. В современном развитом обществе рынок — это не обязательно какое-то физическое место, где встреча­ются и осуществляют сделки покупатели и продавцы. При наличии современных средств связи и транспорта торговец может дать рекламу товара по телевидению, собрать заказы от клиентов по телефону и разослать товары почтой, не вступая в физический контакт с покупа­телями.

Возникновение рынка непосредственно связано с появлением общественного разделения труда, которое объективно потребовало развитие обмена продуктами труда. Постепенно обмен расширялся и усовершенствовался, а случайный обмен постепенно трансформировался в современный рынок. Итак, Эволюция общественных форм производства и обмена привела к возникновению современной рыночной системе, в основе которой лежит функционирование товарного производства, ориентированного на удовлетворение потребностей общества и отдельных его индивидов.

Именно установление хозяйственных связей между многочисленными хозяйственными субъектами, каждый из которых стремится реализовать свой экономический интерес, и обеспечивает нормальное беспрерывное функционирование национальной экономики. Поэтому основополагающую характеристику рынка можно свести к следующему определению: рынок – это система экономических связей между хозяйственными субъектами, которая базируется на меновых отношениях и платности всех благ и услуг. Такое определение рынка позволяет избежать упрощенных и по сути своей неверных его трактовок. Когда мы говорим о рынке, то непременно должны подразумевать всю совокупность структур экономических отношений между хозяйственными субъектами на принципе возмездности представляемых товаров и услуг.

Поэтому в экономической науке под рынком понимается сово­купность отношений в сфере обмена, посредством которых осуще­ствляется реализация товаров и окончательное признание обще­ственного характера затрат на их производство. Рынок выступает в качестве господствующего и определяющего способа связи между обособленными производителями на основе общественного разделения труда. В условиях товарного производства рыночные связи охватывают всю систему и всех субъектов экономических отношений. В состав рынка входят и предприниматели, и работники, продающие свою рабочую силу, и конечные потребители, и владельцы ссудного капита­ла, собственники ценных бумаг и т.д. Соответственно современная рыночная экономика — это целая система рынков: товаров и услуг, рабочей силы, ссудных капиталов, ценных бумаг, валютный рынок и др. Однако любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложе­нии, конкуренции.

Именно эти основные элементы рыночного меха­низма должны стать, прежде всего, объектом нашего анализа.

Любая экономическая система сталкива­ется с необходимостью решения трех основных вопросов: Что производить? Как производить? и Для кого производить? В рыночной экономике эти вопросы решаются главным образом с помощью рынка (через механизм цен, спроса и предложения и конкуренции). Как это происходит? Рассмотрим сначала процесс в самом общем виде на конкретном примере.

Допустим, что в результате роста доходов люди стали достаточно зажиточными, чтобы позволить себе ежедневно питаться мясом, а не одной только картошкой. Каким образом их стремление заменить картошку мясом воплощается в конкретные действия? Потребитель сокращает покупки картофеля и начинает покупать больше мяса. Это вызывает рост цен на мясо и снижение цен на картофель. В результате производители картофеля терпят убытки, а скотоводы получают дополнительный доход. Высокий доход скотоводов позволяет им вложить больше средств в производство, нанять дополнительных рабочих, использовать даже менее продуктивные породы скота или менее плодородные пастбища. Высокие цены на мясо привлекают в эту отрасль новых предпринимателей и новые капиталы. С другой стороны, многие из тех, кто работает на картофелекопалках, бросают старую работу в поисках более высокой оплаты своего труда в других местах. Производство картофеля становится менее выгодным по сравнению с производством мяса. Со временем установившееся новое соотноше­ние цен обеспечивает увеличение производства мяса и сокращение производства картофеля. И различные сорта мяса будут продаваться по такой цене, которую в зависимости от уровня дохода различные группы населения будут готовы за них заплатить.

Перейти на страницу: 1 2 3

Заметки по экономике

Роль иностранных инвестиций в экономике России и Приморского края проблемы и перспективы развития
Одним из важнейших факторов экономического роста являются инвестиции. Либерализация российской экономики, однако, сопровождается общим спадом производства и инвестиционной активности. В условиях дефицита бю ...

Социально-рыночное хозяйство ФРГ особенности становления и развития
Социально рыночная экономика - обусловившая успех концепции устройства государства. Она представляет собой удачную попытку свести воедино экономическую и социальную политику. Бывший министр экономики ...