Процессы формирования цен и объемов производства

Таким образом, конкуренция и колебания спроса и предложения привели к установлению равновесия на рынке. Ограниченное количе­ство имеющегося в обществе данного товара распределено между возможными его потребителями. Но это лишь частичное равновесие

на единичном рынке. Надо учитывать, что цены на рынке находятся в постоянном движении вследствие изменений в предложении или спросе товаров. Эти изменения не являются независимыми друг от друга, а, напротив, все взаимосвязаны. Каждое изменение цены одного товара приводит к изменениям в цене других товаров. Существует целая система цен, которая может оказаться в равновесии, если рассматривать ее в определенный момент и одновременно в ее совокупности. В этом случае говорят об общем равновесии рынка.

Важно подчеркнуть, что равновесный метод анализа в микроэконо­мическом исследовании предполагает поиск ситуации, в которой экономическая система находится в состоянии «идеального» покоя. В состоянии равновесия (частичного или общего) наблюдается совпадение спроса и предложения. Именно поэтому в состоянии экономического равновесия хозяйствующий субъект — будь то отдель­ный производитель, фирма или покупатель — не имеет стимулов к изменению своего экономического поведения. В точке равновесия

экономическое движение прекращается.

Для того, чтобы оно нача­лось вновь, должны измениться внешние условия — уровень цен, технология, ожидания и предпочтения производителей или потребите­лей. Конечно, равенство спроса и предложения — это теоретическая абстракция, ибо в реальной хозяйственной практике такое совпадение бывает весьма редким. Однако именно эта абстракция позволяет выявить наиболее важные закономерности функционирования ры­ночного механизма.

Анализ закономерностей изменения спроса и предложения и меха­низма образования цены равновесия дает возможность более полно охарактеризовать экономическую свободу как важнейшее условие нормального функционирования рыночного механизма и достижения общего равновесия. Экономическая свобода подразумевает: во-первых, свободу предпринимательства; во-вторых, свободу выбора продавцов и покупателей, т.е. свободу торговли; в-третьих, свободу перемещения ресурсов по разным сферам применения; в-четвертых, свободу цено­образования.

Именно экономическая свобода позволяет рынку гибко реагиро­вать, приспосабливаясь к изменяющимся условиям, и обеспечивать как частичное, так и общее равновесие.

Спрос и полезность

Очевидно, что покупатель приобретает товар ради его потребитель­ной стоимости, потому что этот товар обладает полезностью и необхо­дим ему для удовлетворения его потребностей. Это общее, и совершенно бесспорное положение не дает нам почти ничего для понимания поведения покупателя на рынке, если не рассмотрим некоторые закономерности самого процесса потребления.

Во-первых, большая часть потребностей человека рано или поздно насыщается, т.е. постепенно удовлетворяется по мере того, как используется благо.

Во-вторых, переход от неполного удовлетворения потребности к ее полному удовлетворению происходит не внезапно, а через более или менее многочисленные ступени.

Но если напряженность потребности убывает по мере того, как потребность удовлетворяется, то и полезность блага для потребителя также должна убывать по мере роста количества этого блага. Так, если для голодного человека первая небольшая порция еды будет иметь наибольшую полезность, то по мере утоления голода каждая последу­ющая порция еды будет иметь все меньшую полезность.

Для более точного описания процесса убывания полезности в экономической науке используется понятие предельная полезность,

т.е. добавочная полезность, прибавляемая каждой последней порцией товара. Используя это понятие, сформулируем закон убывающей предельной полезности: по мере увеличения количества потребляемого товара его предельная полезность имеет тенденцию к сокращению.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Заметки по экономике

Современные тенденции в мировой экономике
Сегодня трудно найти более модную и дискуссионную тему, чем глобализация. Ей посвящены десятки конференций и симпозиумов, сотни книг, тысячи статей. О ней говорят и спорят ученые, политики, бизнесмены, религиоз ...

Рынок труда Мурманской области
Невозможно сознательно строить карьеру, не опираясь на информацию о рынке труда, о том, какие специальности востребованы в настоящий момент, и о том, как ситуация на рынке труда может меняться. Целью данно ...