Процесс формирования рынка в России.

Государство и антикризисные мероприятия.

При сохранении ослабленной исполнительной власти у нас выйти из кризиса быстро и без огромных потерь невозможно. Вот почему в число первооче­редных антикризисных действий необходимо включать:

меры по выбору и прямой государственной поддержке сравнитель­но небольшого числа приоритетных направлений в сфере производства и услуг;

отказ от прямого финансирования хозяйствующих субъектов, претендующих на полную экономическую самостоятельность (возможно даже в обмен на определенные льготы — первоочередное акционирование, снижение налогов, солидный государственный заказ и т.п.);

делегирование на места более широких полномочий по поддержке новых -экономических структур (бирж, коммерческих банков, торговых домов, концернов, акционерных обществ и товариществ, фермерских хозяйств);

поощрительная налоговая политика, когда часть налогов, собранных на территории, оставляется для поддержки конкретных видов деятельности;

привлечение всей силы правоохранительных органов для обеспече­ния нормальной предпринимательской деятельности;

создание организационных и финансовых условий для появления новых конкурентных производств;

тщательное изучение состояния рынка труда и разработка эффективной политики занятости и т.д.

Законы государства, как известно, существуют не сами по себе, а является отражением уровня развития общества. Россия (ни общество в целом, ни отдельные люди) до 1917 г. и после этого рубежа не была готова к переходу от частной к так называемой обще­ственной — а точнее к государственной собственности. Здесь кроется одно из начал трагедии нашего общества. Необходимо исправлять ошибки, и чем быстрее, тем лучше.

Государственное предпринимательство,предпринимательская функция государства заключает в себе разнообразные формы эконо­мической деятельности с полным или частичным участием государства. Среди них можно выделить государственную собственность, участие государственного капитала в тех или иных предприятиях, реализацию интересов государства иными формами и методами.

Государственная собственность пока является явно преобладаю­щей — примерно 95 % производственных фондов страны. В перспекти­ве предполагается снижение доли государства до 30—40% и переход многих государственных предприятий на акционерные начала. Госу­дарству же будут принадлежать предприятия общенационального значения (железные дороги, электроэнергетика, некоторые отрасли добывающей и обрабатывающей промышленности и т.п.).

При этом важно не увлечься другими крайностями, когда появля­ется острое сожаление по поводу оставшейся в распоряжении государства части экономики. Дело здесь не только в том, что для многих видов производства высокая рентабельность вряд ли достижи­ма, даже если они будут находиться в частных руках. Проблема — в месте и роли государства и государственного сектора экономики.

Ведь основным назначением последнего является не столько достиже­ние высокой рентабельности, сколько, во-первых, обеспечение мини­мальной убыточности своих предприятий и, во-вторых, создание условий для прибыльности негосударственного, частного сектора.

Очевидно, что социалистическая экономика в СССР и странах Восточной Европы оказалась сравнительно малоэффективной не потому, что в них имелся государственный сектор, а потому, что она была практически полностью огосударствлена. Отсутствовало есте­ственное противоречие между общими и частными интересами, разре­шение которых является главной функцией государства. Вместо различных форм и методов государственного влияния, целью которого должно было быть развитие частного сектора экономики, происходила абсолютизация общих, государственных экономических интересов. Это привело в конечном счете к умалению, даже игнорированию личного интереса граждан, превращая их постепенно из активных созидателей в пассивных потребителей созданных государством мате­риальных и духовных благ.

Поэтому в переходный период очень важно, изучив отечественный и зарубежный опыт, создать такой механизм государственного влия­ния на экономику, который обеспечил бы первостепенное развитие частного сектора экономики, превратив его в основу процветания нации.

Участие государственного капитала предусматривается прежде всего в акционерных обществах. Последние, как уже отмечалось, образуются в ходе разгосударствления или же путем объединения предприятий различных форм собственности. В этих случаях можно предположить участие государства не только в налаженных производ­ствах, но и поддержке новых начинаний.

Перейти на страницу: 6 7 8 9 10 11 12

Заметки по экономике

Современные информационные технологии - кредитные карточки
Кардинальный переход к рыночному регулированию экономики завершился в России глубочайшим социально-экономическим кризисом. Трудности переходного периода были вызваны прежде всего тем, что не были ...

Сравнительная характеристика методов принятия решений относительно инвестиционных программ
Характерными чертами рыночной экономики являются динамичность экономической среды, постоянное изменение внешних факторов, определяющих политику предприятия, изменение конкурентных цен на продукцию, кол ...