Процесс формирования рынка в России.

Существуют разные точки зрения по вопросу о том, как нужно реанимировать экономику после утопических экспериментов — мед­ленно, шаг за шагом, либо через «шоковую терапию». Но важно подчеркнуть, что все главные действия макроуровневой стабилизации с учетом мирового опыта должны осуществляться единовременно. «Незначительный косметический ремонт не поможет излечить болезни экономики. Полумеры только осложняют проблемы». Необходима срочная «хирургическая операция». «Эта «операция» должна быть тщательно подготовлена, а разрез сделан решительной рукой» (Кор­най Я. Путь к свободной экономике. М 1990. С. 3).

Рассмотрим подробнее отдельные проблемы макроэкономической стабилизации, следуя не только букве, но и духу классической переходной программы.

Среди проблем, требующих немедленного решения в ходе «операции стабилизации», одно из важнейших мест занимает задача сокращения темпов инфляции. На макроуровне спрос и предложение должны быть сбалансированы. Правительству требуется провести либерализацию цен, после которой через определенный период времени наступает равновесие рынка. Неизбежный «ценовой скачок», связанный с переводом экономики с режима подавленной инфляции на режим открытого ее типа, должен сопровождаться жесткой антиинфляционной политикой. Процесс инфляции, динамично происходящий в триаде цены — заработная плата — цены необходимо остановить, а триаду разрушить.

Антиинфляционная политика невозможна без ликвидации бюджетного дефицита самым решительным образом. Расходы бюджета необходимо определять только на основе его доходной части, а это влечет за собой радикальную реформу ее основного института — налоговой системы.

Соответствующая рыночной экономике налоговая система обладает целым рядом отличительных принципов. Прежде всего, это система может быть только деидеологизированной и политически нейтральной.

Принцип уравнительности, теоретически оформленный и практически внедрявшийся последователями «единственно верного учения», в налоговой системе рыночной экономике неприемлем, ибо уравнять материальное благосостояние различных социальных групп можно только по низшему уровню (опыт бывших и нынешних социалистических стран наглядно свидельствует об этом).

Принцип социальной справедливости, в трактовке люмпенских[1] слоев населения, также не может быть воплощен в рассматриваемой реформе налоговой системы. В рыночной экономике социальная справедливость воплощена в тезисе «Защита — слабым, Свобода — Сильным!»

Принципом «Не навреди!» необходимо во многом руководствоваться при формулировке налоговых статей и вообще реформы налогообложения.

Фактическими налоговыми формами, материализующими принципы налоговой реформы, могут быть налоги на добавленную стоимость, количество занятых, налогообложения прибыли, таможенные пошлины, налог на собственность и т. д.

Дефицит бюджета можно ликвидировать, не только увеличивая его доходную часть через налоги, но и уменьшая расходную часть. Правительство должно максимально уменьшить военные расходы, бюджетные дотирования цен и различные производственные дотации.

Социально-политический аспект макростабилизации связан с тем, что любое правительство не сможет избежать непопулярных мер в ходе достижения бюджетной сбалансированности как важного фактора ограничения темпов инфляции.

В процессе стабилизации, наряду с рассмотренными мерами, необходимо и постоянно наблюдать за макроэкономическим спросом (совокупным спросом).

Регулирование спроса на макроуровне в данный период состоит в политике жестких денежных ограничений. Одним из главных методов проведения подобной является установление высоких процентных ставок на заемные средства. При проведении этой политики важно учитывать ее последствия, выражающиеся в возрастающей неплатежеспособности предприятий и вынужденном административном установлении предела роста заработной платы на государственных предприятиях. Выйти за установленный предел повышения заработной платы государственные предприятия могут, лишь сменив нынешнюю форму собственности на частную.

В процессе проведения «стабилизационной хирургии» необходимо наряду с вышеперечисленными мерами добиться;

введения единого обменного курса;

введения конвертируемости национальной валюты. Центральный банк будет свободно менять национальную валюту на любую конверти­руемую валюту всем физическим и юридическим лицам;

либерализации всей внешнеторговой деятельности, независимо от форм собственности.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Заметки по экономике

Рынок как форма организации общественного хозяйства
Тема курсовой работы – «Рынок как форма организации общественного хозяйства». Рассмотрение данной темы необходимо вследствие того что, современная экономика развитых стран носит рыночный характ ...

Рынок труда Мурманской области
Невозможно сознательно строить карьеру, не опираясь на информацию о рынке труда, о том, какие специальности востребованы в настоящий момент, и о том, как ситуация на рынке труда может меняться. Целью данно ...