Внешнеэкономические связи

Кроме этого, выгода от внешней торговли и в том, что она позволя­ет .сравнить экономические уровни стран, как бы подстегивая их затем к развитию. При этом одни страны освобождаются от напряжения перепроизводства, а другие слаборазвитые получают внешний импульс для экономического прогресса. Любые ограничения внешней торговли отрицательно сказываются на экономике страны, однако это вовсе не означает, что она не должна быть объектом государственного регулирования.

Государственное регулирование внешней торговли.Развитая внешняя торговля обостряет конкуренцию между товаропроизводите­лями, заставляя их закрывать неконкурентные и искать прибыльные производства, улучшать организацию труда и т.п. Поэтому, хотя население в целом и выигрывает, положение каких-то видов производства может ухудшаться. Начнется давление на правительство страны с требованием создания барьеров, ограничивающих движение товаров через границу. Правительству же, образно говоря, из двух зол нужно выбрать наименьшее. Поскольку выигрыш от свободной торговли больший, чем потери, следует выработать механизм компенсации последних (пособия по безработице; программы профессионального переобучения и повышения квалификации и т.п.).

Разгосударствление внешней торговли в ходе продвижения к рынку носит объективный характер. Но этот процесс требует тщательного продумывания и взвешенного подхода. Например, теоретически можно предположить, что в ходе разгосударствления, когда идет ломка прежних, устарелых структур управления народным хозяйством. произойдет спад производства, станут привычными кризисные явле­ния, появится или увеличится безработица, у части населения наступит апатия и неверие в будущее и т.п. В этих условиях правительство может столкнуться с дилеммой: установить высокие таможенные тарифы на импорт в целях его ограничения из-за нехватки валюты и экспортных товаров или установить квоты на ввозимые товары.

При такой ситуации тарифы (т.е. обложение импортных товаров налогом для увеличения их цены на внутреннем рынке) являются более предпочтительными, чем квоты (ограничения количества ввози­мых товаров). Во-первых, тарифы увеличивают государственные доходы, а квоты искусственно повышают цены на иностранные товары из-за сравнительно небольшого количества, что обогащает зарубежных производителей. Во-вторых, мировые и внутренние цены будут изме­няться в одну сторону При политике тарифов, тогда как внутренние цены могут сильно превышать цены мирового рынка при политике квот. Это означает, что экономические потери для народного хозяйства при тарифной политике могут как-то ограничиваться, тогда как неэффективность при политике квот может достигать огромных размеров.

В идеале рынок должен сам определять, какие продукты будут экспортироваться и какие импортироваться В этом случае нет необхо­димости в том, чтобы государство полностью регламентировало внешнеэкономическую деятельность предприятий. В деле перехода к рыночным структурам без сильного влияния государства нельзя обойтись, ибо на этом этапе важно оптимизировать экспортные и импортные группы товаров и услуг, опираясь на сложившуюся к данному моменту практику. Так, на нынешней стадии для России наиболее выгодным, вероятно, будет экспортировать прежде всего энергоносители и лес, а импортировать технологии и предприятия «под ключ».

Перейти на страницу: 1 2 3

Заметки по экономике

Научно - технический прогресс суть и роль в экономике
Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного проц ...

Роль маркетинга в повышении доходности предприятия
Переход нашей страны на новую систему хозяйствования, конечно же, затронул и предприятия. Ранее руководители советских предприятий даже не задумывались о конкуренции, о повышении эффективности, об увеличении п ...