Структура рынка.
Условия, в которых протекает рыночная конкуренция, как и ряд других процессов, обычно называют рыночной структурой. Она характеризуется рядом черт: числом и размером фирм, типом предлагаемого продукта, степенью контроля над ценами, условиями входа в отрасль и выхода из нее, доступностью информации.
Понятие «рыночная структура» шире категории «рынок». Оно фактически охватывает многие моменты рыночной организации всего национального хозяйства, и его нельзя сводить к рынку в его обыкновенной трактовке.
Несмотря на многообразие рыночных структур, обычно выделяют следующие четыре их типа (модели рынка): совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.
Каждая из названных структур отличается степенью конкурентности рынка, т.е. способность фирм воздействовать на рынок, и прежде всего на цены. Чем меньше это влияние, тем более конкурентным считается рынок.
Представленная характеристика типов рыночных структур (табл.1) при сопоставлении с реальной действительностью показывает, что такие модели рынка, как совершенная конкуренция и монополия, фактически встречаются крайне редко, в то время как монополистическая конкуренция и олигополия описывают множество реально существующих рынков.
Таблица 1. (2,50)
Количес-тво и размеры фирм |
Характер продукции |
Условия входа и выхода. |
Доступность информации. | |
Совершенная конкуренция |
Множество мелких фирм |
Однородная продукция. |
Никаких затруднений |
Равный доступ ко всем видом информации. |
Монополис- тическая конкуренция |
Множество мелких фирм. |
Разнородная продукция. |
Никаких затруднений. |
Некоторые затруднения. |
Олигополия. |
Число фирм невелико, есть крупные фирмы |
Разнородная или однородная продукция. |
Возможны отдельные предприятия. |
Некоторые ограничения. |
Монополия |
Одна фирма |
Уникальная продукция |
Практически непреодоли- мые барьеры на входе |
Некоторые ограничения. |
Функции рынка.
Первая и одна из главных функций рынка – ценообразование. Механизм установления рыночных цен представляет собой уникальный способ коммуникации, распространения информации, других важных сведений, необходимых для человека в мире экономики. Все эти сведения и информация воплощены в ценах. Оперативная, обширная и в то же время содержащаяся в ценах, позволяет определить наполненность или дефицитность рынков каждого вида товаров, уровень издержек на их производство, технологии и направления их совершенствования.