Структура рынка.

Условия, в которых протекает рыночная конкуренция, как и ряд других процессов, обычно называют рыночной структурой. Она характеризуется рядом черт: числом и размером фирм, типом предлагаемого продукта, степенью контроля над ценами, условиями входа в отрасль и выхода из нее, доступностью информации.

Понятие «рыночная структура» шире категории «рынок». Оно фактически охватывает многие моменты рыночной организации всего национального хозяйства, и его нельзя сводить к рынку в его обыкновенной трактовке.

Несмотря на многообразие рыночных структур, обычно выделяют следующие четыре их типа (модели рынка): совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.

Каждая из названных структур отличается степенью конкурентности рынка, т.е. способность фирм воздействовать на рынок, и прежде всего на цены. Чем меньше это влияние, тем более конкурентным считается рынок.

Представленная характеристика типов рыночных структур (табл.1) при сопоставлении с реальной действительностью показывает, что такие модели рынка, как совершенная конкуренция и монополия, фактически встречаются крайне редко, в то время как монополистическая конкуренция и олигополия описывают множество реально существующих рынков.

Таблица 1. (2,50)

 

Количес-тво

и размеры

фирм

Характер

продукции

Условия входа

и выхода.

Доступность

информации.  

Совершенная

конкуренция

Множество

мелких фирм

Однородная продукция.

Никаких

затруднений

Равный доступ

ко всем видом

информации.

Монополис-

тическая конкуренция

Множество

мелких

фирм.

Разнородная

продукция.

Никаких

затруднений.

Некоторые

затруднения.

Олигополия.

Число фирм невелико,

есть крупные фирмы

Разнородная

или

однородная

продукция.

Возможны

отдельные

предприятия.

Некоторые ограничения.

Монополия

Одна фирма

Уникальная

продукция

Практически

непреодоли-

мые

барьеры на входе

Некоторые ограничения.

Функции рынка.

Первая и одна из главных функций рынка – ценообразование. Механизм установления рыночных цен представляет собой уникальный способ коммуникации, распространения информации, других важных сведений, необходимых для человека в мире экономики. Все эти сведения и информация воплощены в ценах. Оперативная, обширная и в то же время содержащаяся в ценах, позволяет определить наполненность или дефицитность рынков каждого вида товаров, уровень издержек на их производство, технологии и направления их совершенствования.

Перейти на страницу: 1 2

Заметки по экономике

Социально-экономическое развитие туризма в Адыгее
Северо-Западный Кавказ, в пределах которого распо­ложена Республика Адыгея,— один из самых уникальных природных районов России. Мягкий умеренный климат, близость незамерзающих Черного и Азовского морей, иск ...

Создание предпринимательской фирмы
В представленной курсовой работе была сделана попытка проследить пути и способы создания предпринимательской фирмы. В данном случае – Общества с Ограниченной Ответственностью. Первые шаги при ...