Структура рынка.

Условия, в которых протекает рыночная конкуренция, как и ряд других процессов, обычно называют рыночной структурой. Она характеризуется рядом черт: числом и размером фирм, типом предлагаемого продукта, степенью контроля над ценами, условиями входа в отрасль и выхода из нее, доступностью информации.

Понятие «рыночная структура» шире категории «рынок». Оно фактически охватывает многие моменты рыночной организации всего национального хозяйства, и его нельзя сводить к рынку в его обыкновенной трактовке.

Несмотря на многообразие рыночных структур, обычно выделяют следующие четыре их типа (модели рынка): совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.

Каждая из названных структур отличается степенью конкурентности рынка, т.е. способность фирм воздействовать на рынок, и прежде всего на цены. Чем меньше это влияние, тем более конкурентным считается рынок.

Представленная характеристика типов рыночных структур (табл.1) при сопоставлении с реальной действительностью показывает, что такие модели рынка, как совершенная конкуренция и монополия, фактически встречаются крайне редко, в то время как монополистическая конкуренция и олигополия описывают множество реально существующих рынков.

Таблица 1. (2,50)

 

Количес-тво

и размеры

фирм

Характер

продукции

Условия входа

и выхода.

Доступность

информации.  

Совершенная

конкуренция

Множество

мелких фирм

Однородная продукция.

Никаких

затруднений

Равный доступ

ко всем видом

информации.

Монополис-

тическая конкуренция

Множество

мелких

фирм.

Разнородная

продукция.

Никаких

затруднений.

Некоторые

затруднения.

Олигополия.

Число фирм невелико,

есть крупные фирмы

Разнородная

или

однородная

продукция.

Возможны

отдельные

предприятия.

Некоторые ограничения.

Монополия

Одна фирма

Уникальная

продукция

Практически

непреодоли-

мые

барьеры на входе

Некоторые ограничения.

Функции рынка.

Первая и одна из главных функций рынка – ценообразование. Механизм установления рыночных цен представляет собой уникальный способ коммуникации, распространения информации, других важных сведений, необходимых для человека в мире экономики. Все эти сведения и информация воплощены в ценах. Оперативная, обширная и в то же время содержащаяся в ценах, позволяет определить наполненность или дефицитность рынков каждого вида товаров, уровень издержек на их производство, технологии и направления их совершенствования.

Перейти на страницу: 1 2

Заметки по экономике

Сравнительная характеристика инвестиционных моделей для совершенного рынка капитала
Инвестиция – капиталовложение, которое направляется на обеспечение предприятия факторами производства (реальная инвестиция) или на приобретение ценных бумаг (портфельная инвестиция) , охватывающее несколько ...

Регулирование заработной платы и политика доходов
Вопрос о том, как надо распределять доход, имеет длинную и противоречивую историю, как в экономической науке, так и в философии. Следует ли распределять наш национальный доход и материальные блага в большем, и ...