Олигополия.

Под олигополией понимается рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм. Точное число фирм определить трудно, т.к. олигополистический рынок охватывает довольно большую часть национального рынка, ограниченную с одной стороны, монополией, с другой – монополистической конкуренции. Об этом свидетельствуют данные таблицы 2, где показана также различная степень концентрации производства в некоторых олигополистических отраслях США. Таблица 2

Степень концентрации производства

в некоторых олигополистических отраслях США, 1997г.

Отрасль

Число продавцов

Годовые поставки четырех крупнейших компаний, %

Алюминиевая

15

64

Свинцовая

5

99

Автомобильная

28

92

Дом. холодильники

18

94

Жевательная резинка

9

95

Кукурузный сахар

19

65

Диаграмма1

Из анализа диаграммы1, можно сделать вывод, что наибольшую концентрацию производства заключает в себе автомобильная и некоторые отрасли пищевой промышленности.

Фирмы получают высокую прибыль потому, что доступ на рынок олигополии значительно затруднен. Проникновению в отрасль препятствует практически те же барьеры, что и в условиях монополии. В числе важнейших – величина капитала, необходимая новой фирме для внедрения в отрасль, а также контроль действующих производителей над новейшей техникой и технологией производства.

Олигополистический рынок характеризуется взаимозависимостью – взаимореакцией немногих соперников, на что в свое время и обратил свое внимание основоположник теории олигополии – французский экономист К. Курно: т.к. на рынке конкурируют лишь несколько фирм, то каждый участник рынка должен следить за поведением соперников, взвешивать свои действия в отношении ценовой политики, а также оценивать потенциальные последствия своих решений.

В зависимости от типа продукции различают чистую олигополию и дифференцированную. (2,53)

Предприятия чистой олигополии производят однородный стандартизированный продукт: алюминий, цемент, продукция химической или сталелитейной промышленности. Идентичность этих товаров определят и единую цену на них.

Олигополия, производящая разнообразную продукцию одного функционального назначения, называется дифференцированной. Обычно дифференцированные олигополии специализируются на выпуске товаров потребительного назначения, это – автомобили, покрышки и камеры, электробытовая техника, сигареты.

Заметки по экономике

Рынок труда и проблемы женской занятости
Рынок труда является особой областью рыночных отношений, где совершаются сделки по купле-продаже рабочей силы. Изучению современных явлений и некоторых аспектов политики государства на рынке труд ...

Розничный товарооборот
При обсуждении вопросов, связанных" с успехом или неудачей предприятия на рынке, необходимо помнить, что покупатель " хозяин положения. Такое отношение к покупателю характерно для Запада. К сожал ...