Функции центральных банков. Взгляды экономистов на функции центральных банков.

В настоящее время взаимоотношения центрального банка с кредитными учреждениями определяются следующим: во-первых, центральный банк является для них кредитором в последней инстанции; во-вторых, он осуществляет контроль или надзор над банками и, в-третьих, следует отметить его особую роль как регулирующего, контролирующего, исследовательского и информационного центра кредитной системы страны.

4. Банк правительства

. Центральный банк осуществляет исполнение государственного бюджета по доходам и расходам, а также является агентом государства по размещение государственного долга.

Казначейство хранит свои свободные средства на текущем счете в центральном банке, которые оно использует для покрытия своих расходов. При этом казначейство расплачивается со своими поставщиками чеками на центральный банк. Следовательно, центральный банк исполняет роль банкира по отношению к государству.

Вместе с тем центральный банк, пользуясь беспроцентно свободными денежными средствами казначейства, выполняет бесплатно для него операции по исполнению бюджета. Так, по поручению казначейства центральный банк принимает налоговые платежи, которые зачисляет на его текущий счет.

Как агент государства по размещению государственного долга центральный банк осуществляет выпуск государственных займов, организует подписку на займы и размещение облигаций займов среди коммерческих банков, страховых компаний и других участников денежного рынка.

Однако этим не ограничивается функция центрального банка как банкира правительства, поскольку в ряде случаев центральный банк осуществляет также непосредственное кредитование государства за счет своих ресурсов.

5. Проведение денежно-кредитной политики

, чему будет посвящен отдельный параграф.

В современной экономической теории регулирования рыночной экономики существуют несколько подходов и соответственно ряд программ денежно-кредитной политики. Особо выделяются два направления – кейнсианская доктрина и современный монетаризм.

Кейнсианская доктрина возникла после разрушительного мирового экономического кризиса 1929- 1933 гг., который выявил нестабильность «автоматического саморегулирования» рыночной экономики, как это пытались доказать представители неоклассического направления экономической мысли.

В 1936 году английский экономист Дж. М. Кейнс в работе «Общая теория занятости, процента и денег»[9] выдвинул теорию дефицитного финансирования, в которой он предложил во избежание экономических кризисов и обеспечение занятости необходимость постоянного и широкого вмешательства государства в экономическую жизнь при помощи преимущественно финансовых инструментов регулирования. Денежно-кредитной политике отводилась второстепенная роль: она должна была обеспечить проведение политики «дешевых денег», то есть низких процентных ставок для решения проблемы эффективного спроса – личного потребления и инвестиций. Кейнс ратовал за дефицит государственного бюджета и расширение денежной эмиссии центрального банка, то есть игнорировал проблему обеспечения стабилизации покупательной силы денег.

Кейнсианская концепция дефицитного финансирования стала господствующим направлением в теории и практике государственного регулирования экономики стран Запада, особенно после Второй мировой войны.

Крах Бреттон-Вудской валютной системы, структурные кризисы и стагфляция в середине семидесятых годов вызвали отход от кейнсианской доктрины.

С середины семидесятых годов господствующим направлением экономической мысли в области регулирования рыночной экономики становится монетаристская концепция американского монетариста М. Фридмена[10], которая является теоретической основой денежно-кредитного регулирования экономики.

Монетаристы считают, что деньги занимают ключевое место в системе народнохозяйственных связей, а поэтому монетарные мероприятия центрального банка – наиболее эффективный инструмент экономического регулирования, в частности, проведения антиинфляционной политики.

Серьезную опасность монетаристы видят в манипулировании денежной массой, то есть в проведении «гибкой» денежно-кредитной политики, поскольку проявлению эффекта монетарных мероприятий в процессе регулирования присуще запаздывание между изменением денежной массы и соответствующим эффектом в сфере производства от 5 до 21 месяца в условиях циклического кризиса, и 13-14 – при циклическом подъеме. В связи с эти монетаристы делают вывод, что центральные банки должны проводить равномерное увеличение денежной массы – не более 3-5% в год. По мнению М. Фридмена ориентация не на кратковременные, а на долговременные тенденции динамики денежного обращения будет наилучшим образом содействовать поддержанию оптимальных темпов роста экономики.

Перейти на страницу: 1 2 3

Заметки по экономике

Становление и основные этапы исторического развития социологии
Любая сумма знаний людей об окружающем их мире может называться наукой только в том случае, когда существует четко определенный предмет исследования, система знаний, касающихся этого предмета, а такж ...

Строительный комплекс в новых экономических условиях
Проблема развития строительного комплекса России и в частности Иркутской области в последние годы встала как никог­да остро. Разрушение стойких хозяйственных связей и мощной си­стемы снабженческо-сб ...